17 февраля 2015 года Госдума приняла во втором чтении законопроект № 613254-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который дополняет Основы законодательства о нотариате необходимыми поправками.
По сравнению с ФЗ № 457 объем поправок невелик, но все они чрезвычайно значимы для предпринимателей, собственников, самого нотариального сообщества. Однако главная задача дополнений в Основы — обеспечение достоверности информации государственных реестров. Значимые новеллы касаются новых полномочий нотариусов. Они должны удостоверять решение ООО об увеличении уставного капитала, желание участника ООО выйти из общества путем отчуждения доли, а также договоры отчуждения участником доли ООО третьим лицам.
Осенью прошлого года депутаты Государственной Думы предложили законопроект, ужесточающий наказания для тех, кто внес недостоверные сведения в Единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Этот документ предоставляет налоговому органу право делать пометки о недостоверности информации — в отношении адресов постоянно действующих исполнительных органов юрлица, сведений об учредителях и участниках, реестродержателях, долях в уставном капитале, имени человека, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица и т.д.
«Как нам объяснили в Федеральной налоговой службе, оспаривание в суде решений налогового органа и признание недействительными регистрационных записей в ЕГРЮЛ, в основном, связаны с тем, что в налоговые органы предоставляют недостоверные сведения о выходе из состава участников общества, перераспределении долей в результате увеличения уставного капитала. То есть имеются соответствующие схемы, если можно так сказать, когда отнимают успешный бизнес у предпринимателей, — поясняет член Комиссии по законодательной и методической работе Александра Игнатенко, — и с тем, чтобы исключить такие факты, повысить достоверность ЕГРЮЛ, законодатель обратился к помощи нотариального сообщества».
Если Федеральный закон № 457 внес в Основы изменения, в первую очередь укрепляющие защиту прав и интересов граждан, то нынешний законопроект, прошедший 17 февраля второе чтение, призван усилить защиту прав и интересов предпринимателей и собственников. "Логика изменения, которое было внесено в законодательство еще в 2009 году, состоит в том, что доля в уставном капитале ООО не должна выходить из владения человека помимо его воли. Выход из общества и продажа доли в порядке преимущественного права фактически нарушали эту логику, - рассказывает член комиссии Федеральной нотариальной палаты по законодательной и методической работе Илья Радченко, - потому что неизвестно кто мог от имени гражданина, который, например, длительное время не участвовал в деятельности общества, написать заявление о якобы выходе, после чего общество просто лишалось одного из участников. Конечно, обществам бывает неудобно жить с участниками, которые давно потерялись и никак себя не проявляют, но эта проблема должна решаться законным способом, а не фальсификацией документов о выходе или оферт о продаже своих долей. Поэтому нотариус в этой ситуации может помочь защитить интересы тех участников, которые не давали своего согласия в действительности на лишение их доли в уставном капитале."
Помимо указанных изменений в сфере компетенции нотариата, в законопроекте присутствуют и другие примечательные новеллы. В частности, через нотариуса можно будет подать документы на регистрацию юридического лица в электронном виде. Всего за 1000 рублей нотариус отправит эти документы в фискальные органы, удостоверив их своей электронно-цифровой подписью.
«Дополнительное преимущество этого документа для бизнес сообщества состоит в том, что раньше, когда отчуждалась доля ООО, представители бизнес сообщества должны были оплачивать дополнительные нотариальные действия по направлению документов в налоговую инспекцию. И заявление об отчуждении доли ООО должен был направлять только продавец доли ООО. Действующее законодательство в этом случае не допускает направление заявления от физических лиц в налоговую службу по доверенности подписанное другим лицом. Поэтому де-факто часто было невозможно совершить сделку по отчуждению доли ООО от физического лица, если физическое лицо находится в ином месте, чем покупатель доли ООО, - комментирует начальник Законодательно-методического отдела ФНП Александр Сагин, - а теперь заявление в налоговую инспекцию будет направлять сам нотариус. И подписывать его будет только нотариус. Соответственно он не будет за это взыскивать никаких денежных средств с клиентов, потому что это нотариальное действие становится обязательной составной частью нотариального удостоверения договора отчуждения доли ООО. Таким образом, станет возможным фактически отчуждение доли ООО по доверенности от физических лиц».
Чтобы нотариусы могли оперативно проверять документы, предоставленные юридическим лицом, им предоставляется право получать сведения из ЕГРЮЛ и Единого реестра индивидуальных предпринимателей (ИП) в форме электронного документа. Причем совершенно бесплатно. Однако взамен нотариусы будут обязаны предоставлять по запросу налоговиков сведения о совершенных нотариальных действиях в связи с государственной регистрацией юрлиц и ИП.
Напомним, что 29 декабря 2014 года Федеральной налоговой службой был подписан приказ о вводе в промышленную эксплуатацию нового программного обеспечения, которые сделает обмен данными ФНП и ФНС удобнее и проще. Программное обеспечение поможет нотариусам и налоговым органам обмениваться данными в электронном виде в рамках предоставления сведений согласно пункту 6 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации. «Двусторонний обмен информацией, двусторонняя открытость очень помогут и нам более правильно и более удобно для заявителя осуществлять свои функции и заявителям. То есть они получат более достоверную, более быструю услугу, как с нашей стороны, так и со стороны нотариусов», — отметил Константин Николаевич Чекмышев, заместитель начальника управления регистрации и учета налогоплательщиков Федеральной налоговой службы России.
Также законопроект корректирует и статьи Основ, которые не были тщательно «отшлифованы» в ходе принятия 457—ФЗ. Так, например, этим законом уже установлено, что с 1 января 2017 года квалификационный экзамен для будущих нотариусов будет проходить с использованием информационной системы, «обеспечивающей автоматизированную проверку результатов». Но теперь решили уточнить, что эта проверка должна быть анонимной.
Предполагается также изменить требования к документам, которые предъявляются нотариусам. Сейчас, согласно ст. 45 Основ, нотариус не имеет права «принять для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом».
В профильном комитете Госдумы полагают, что нотариус все же должен обладать правом принять такую бумагу, если «имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей, для которых представлен документ».
Также в законе предполагается закрепить требования, предъявляемые к тексту нотариально оформляемого документа на бумажном носителе (свидетельство, удостоверяемая сделка, протокол и другие), а требования к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме предлагается устанавливать федеральному органу юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Если предложенные Комитетом Госдумы поправки в статью 1 законопроекта будут приняты в итоговом тексте закона, то нотариусы начнут по новым правилам проверять личность обратившегося. Сейчас в статье 42 Основ говорится, что «установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия». В предлагаемом тексте сделана попытка описать возможные действия нотариуса: право использовать ресурсы Федеральной миграционной службы, а также «специальные технические и программно-технические средства», соответствующие требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции ФМС. Эти средства позволяют проверить подлинность документов клиента. А если нотариус усомнится в них, то сможет запросить официальную информацию в органах, которые их выдавали, а те обязаны ответить в течение 10 рабочих дней.
Более того, при совершении нотариального действия нотариусу предоставляется законное право использовать средства видеофиксации в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой. Раньше одни нотариусы на свой страх и риск записывали свое общение с гражданами, а другие полагали, что такая запись может нарушить нотариальную тайну. Теперь материалы видеофиксации могут служить подтверждением совершения того или иного нотариального действия и подлежат обязательному хранению в порядке, устанавливаемом Федеральной нотариальной палатой.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/notariusy-prizvany-usilit-zashchitu-prav-sobstvennosti-i-dostovernost-reestrov