Восьмой всероссийский съезд судей завершил свою работу в Колонном зале Дома Союзов. На этом форуме выступили все руководители высших судов страны.
Заявив, что российская судебная система - одна из самых открытых в мире, а загруженность судов свидетельствует о доверии к ним, Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что в целом доволен работой отечественной Фемиды и что нельзя не замечать позитивных перемен в судах. В то же время он предупредил собравшихся, что непрофессионализм и предвзятость подрывают доверие к власти, поэтому очень важно видеть за правовыми нормами человека.
Самым важным достижением президент назвал повышение уровня открытости российских судов. "Такой открытостью не может похвастаться, пожалуй, ни одна судебная система сегодня", – подчеркнул президент. Ведь в некоторых странах ЕС у судов даже сайтов нет.
А в России, как отметил глава Судебного департамента Александр Гусев, все суды общей юрисдикции имеют специальные сайты в сети Интернет. Все суды размещают свои решения на сайтах. Функционируют 7440 сайтов судов мировой юстиции. Сайты судов уже посетили свыше 150 миллионов пользователей.
Впрочем, не все так хорошо, как полагают руководители судебных структур. Почти половина судебных решений до сих пор не попадает в открытый доступ, причем в эту статистику не включены те судебные акты, которые по закону должны быть закрыты.
Есть проблема и с редактированием судебных решений. Вымарывая персональные данные, работники судов порой вычеркивают из текста то, что не должны вычеркивать. И напротив, оставляют те сведения, которые следовало бы удалить.
Система ГАС «Правосудие» позволила поднять на качественно новый уровень всю систему информационной деятельности судов, – справедливо заметил Гусев. Но ничего не сказал о том, что в этой системе найти нужное решение практически невозможно. Поэтому уже появились параллельные базы данных, где можно осуществить контекстный поиск или даже запрос, по которому интересующие специалиста тексты поступят к нему по электронной почте.
Есть проблемы и в самой судебной системе. Владимир Путин призвал как можно скорее завершить создание административного судопроизводства, то есть принять соответствующий кодекс и сформировать судебные составы, которые будут разрешать споры граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Бремя доказывания возлагается на госорган, не на граждан, уточнил он.
Правда, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин заявил, что по Конституции административное судопроизводство не относится ни к гражданскому, ни к уголовному, ни к арбитражному процессуальному законодательству. Однако Путин парировал: «Мне на самом деле все равно, какой суд что будет рассматривать, но мне не все равно, как это отразится на гражданах. А то гражданин идет в один суд, получив решение, которое его не устраивает, тут же идет в другой и получает противоположное. Это никуда не годится", – считает глава государства. По его словам, всегда нужно руководствоваться не ведомственными амбициями, а интересами каждого конкретного человека.
Зато президент поддержал выступающих, сетовавших на большую загрузку судей. "Ненормально, конечно, взваливать на судью такой колоссальный объем работы, – согласился Путин. – Чего можно ждать другого, когда судью самого не видно за горой дел, когда он постоянно в цейтноте? Конечно, возрастает вероятность судебной ошибки и нарушения прав граждан".
Президент сам понимает, что досудебные и внесудебные процедуры разрешения споров внедряются "вяло и неохотно". Однако он, похоже, видит только один способ разгрузить суды – шире использовать медиативные процедуры. В то же время многие специалисты давно уже призывают законодательно закрепить бесспорность нотариальных актов, которые сейчас не оспаривает, как говорится, только ленивый.
Если бы нотариальное удостоверение документов, сделок и т.д. получило бы статус неоспоримого доказательства, то в судебном процессе стороны могли бы избежать бесконечного числа ненужных экспертиз, не только затягивающих разбирательство, но и многократно увеличивающих нагрузку на судей.
Кстати, для разгрузки судов необходимо также исключить многочисленные процессы с «мертвыми душами». Руководитель службы судебных приставов Артур Парфенчиков сообщил делегатам съезда, что таких процессов у нас десятки тысяч. По его словам, финансовые органы нередко обращаются в суд, не утруждая себя поиском ответчика. Но в случае заочного вынесения решения довольно часто выясняется, что взыскать сумму задолженности с ответчика вообще невозможно, так как такое лицо в принципе не существует.
Президент попросил съезд сформулировать свои предложения о разгрузке судов. Однако такие предложения могли бы, наверное, внести и другие эксперты, в том числе и представители нотариального сообщества.
Однако сейчас и президент, и сами судьи больше говорят о материальной стороне дела. "Оплата труда должна быть адекватной высокой миссии и огромной ответственности", – согласился В. Путин, заявивший, что цивилизованное правовое государство не должно экономить на судебной системе. Президент высказался за то, чтобы поднять зарплаты судей уже с 1 января 2013 года.
В то же время в судах, заметил президент, где вершатся судьбы миллионов, " важно не совершать судебных ошибок, бороться с чванством и коррупцией". Судьи хоть и находятся "под высоким напряжением", все равно не имеют права на раздражение или плохое настроение. Они должны быть объективными и беспристрастными, "учитывать тончайшие нюансы рассматриваемых дел, за сухой правовой нормой всегда видеть конкретного человека".
Константин Катанян, 19 декабря 2012.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/sudiam-mogli-by-pomoch-ne-tolko-gosudarstvo-no-i-notariusy