Закон «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу о создании Единой информационной системы нотариата)» поступает на подпись президенту РФ.
Совет Федерации Федерального собрания РФ утвердил проект закона «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу о создании Единой информационной системы нотариата)». Ранее идею создания в России единого электронного реестра завещаний поддержала Государственная Дума.
Напомним, слушания законопроекта «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу о создании Единой информационной системы нотариата)» в третьем чтении прошли 18 сентября. В законе речь идет о создания правового поля для уже созданной Единой информационной системы нотариата.
В целом, и эксперты, и представители нотариального сообщества эту законодательную инициативу оценивают положительно, поскольку она фактически легитимизирует работу с ЕИС-ЕНОТ, которая ведется уже давно и создает нормативную основу для дальнейшего развития электронного документооборота. Преградой для полноценного, с правовой точки зрения, функционирования этой системы была статья 1123 Гражданского кодекса РФ, подразумевавшая, что не только содержание, но и сам факт составления завещания, нотариальная тайна. Закон снимает этот законодательный барьер.
Электронный реестр завещаний может стать как удобным сервисом для граждан (проблема розыска завещаний до сих пор актуальна), так и действенным инструментом противодействия преступным проявлениям (мошенникам чрезвычайно сложно будет получить имущество граждан путем поддельного завещания или завещания, составленного задним числом). В большинстве стран латинского нотариата Европы и Скандинавии такие институции уже существуют и на практике гарантируют законность реализации наследственных прав. Предполагается, что частнопрактикующие нотариусы посредством каналов электронной связи будут вносить в реестр записи об удостоверенных завещаниях, их отмене и об открытии наследственных дел.
Кроме того Единая информационная система нотариата будет включать в себя записи об удостоверенных и отмененных доверенностях и о заключенных брачных договорах.
Вместе с тем, есть в этом законе и спорный момент. Он касается создания реестра уведомлений о залоге движимого имущества и регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, направляемого через нотариуса.
24 сентября Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества рассматривал этот вопрос. Между сенаторами и приглашенными экспертами состоялся острый разговор, по «болевым точкам» принятого законопроекта. В частности, президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова выступила против утверждения этого нормативного документа в том виде, в котором он покинул стены Государственной думы.
Проблема заключается в том, что нотариус, внося сведения в этот реестр, не удостоверяет саму сделку и соответственно не контролирует истинность волеизъявления сторон и не несет ответственности за ее правовые последствия. Такое, исключительно техническое, участие нотариуса в процессе оформления залога не может предотвратить незаконные сделки с заложенным имуществом. Необязательность этого нотариального действия (гражданин или юридическое лицо, согласно имениям в закон «О залоге», лишь имеют право, а не обязаны уведомить нотариуса о возникновении залога) ставит по сомнение, как экономическую состоятельность эксплуатации, так и саму возможность создания подобного реестра за счет средств нотариального сообщества. В отличие от электронного реестра завещаний, который уже существует, этот ресурс придется разрабатывать с нуля, притом, что денег на создание залогового сервиса в федеральном бюджете России пока не предусмотрено.
Вот как прокомментировала ситуацию сама Мария Сазонова: «Без сомнения, та часть закона, которая регулирует создание единого реестра уведомлений о залогах движимого имущества, не отвечает решению главной задачи – обеспечению, как приобретателей, так и кредиторов залогодержателей и третьих лиц, объективной, надежной, достоверной информацией о наличии обременений на приобретенное, в первую очередь, в кредит движимое имущество или автотранспорт.
По большому счету этот закон не является компетенцией нотариата в том аспекте, как он смоделирован. Кроме того, ведение государственного реестра не может быть поручено некоммерческой организации за счет привлечения ее собственных средств.
И, наконец, в этом нормативном акте чрезвычайно много понятийных противоречий. С одной стороны, реестр формируется по желанию граждан и не имеет обязательной силы. И нотариус ни за что не отвечает, в частности, за достоверность сведений, изложенных в договоре залога. Однако в другой статье говориться о том, что нотариус все-таки несет ответственность за точность изложенных сведений. То есть в документе много моментов, которые нуждаются в доработке».
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/parlamentarii-podderzhali-sozdanie-elektronnogo-reestra-zaveshchanii