Верховный Суд РФ подтвердил позицию Федеральной нотариальной палаты, что с момента внесения денежных средств в кредитное учреждение обязанность по их выдаче несет данное учреждение.
Верховный Суд РФ подтвердил позицию Федеральной нотариальной палаты, что с момента внесения денежных средств в кредитное учреждение обязанность по их выдаче несет данное учреждение.
В последние несколько месяцев Государственной думой был принят ряд законодательных актов расширяющих полномочия нотариуса. Вместе с тем, в законодательстве России остаются нестыковки, порождающие противоречивую судебную практику в отношении некоторых нотариальных действий.
Речь, в частности, идет о депозите нотариуса, в случае, когда кредитор не мог получить деньги, переведенные на депозит нотариуса, из-за банкротства банка в котором находился депозитный счет. Кредиторы стали обращаться в судебные инстанции о взыскании с нотариуса суммы задолженности.
В некоторых случаях суды удовлетворяли подобные жалобы, ссылаясь на нормы гражданского законодательства о договорных обязательствах (статьи 307, 309, 310 ГК РФ), и нотариусы были вынуждены оплачивать чужие задолженности из своей страховки.
В связи с этим Федеральная нотариальная палата обратилась в Верховный суд Российской Федерации, лично к его председателю В.М. Лебедеву, с просьбой высказать позицию по данному вопросу. Аргументом против такой трактовки законодательства, может служить публично-правовой характер нотариальной деятельности. Совершая нотариальное действие, в том числе принятие в депозит нотариуса средств (ст. 327 ГК РФ и ст. 87, 89 Основ законодательства РФ о нотариате), нотариус не вступает со сторонами в договорные отношения и не являются стороной имущественных обязательств.
При этом, активы в банке не являются собственностью нотариуса и предназначены для передачи кредитору. Поэтому договорная ответственность в этом случае исключается. Следовательно, кредиторы должны получать средства в порядке, установленном законодательством о банкротстве кредитных организаций.
Верховный Суд РФ согласился с аргументами Федеральной нотариальной палаты. В частности в обзоре судебной практики ВС РФ за третий квартал 2011 года прямо говорится: принимая средства должника в депозит нотариуса и размещая их на депозитном счете в банке, имеющем лицензию на осуществление соответствующих банковских операций, нотариус выполняет публично-правовую обязанность в виде нотариального действия, прямо предусмотренного ст. 87 Основ законодательства о нотариате. С момента внесения денежных средств в кредитное учреждение обязанность по их выдаче несет данное учреждение. Указанная обязанность сохраняется у кредитного учреждения и при его банкротстве в рамках процедуры удовлетворения требований кредиторов. На этом основании указанные денежные средства при условии соблюдения нотариусом требований абзаца второго п.1 ст. 40 ГК РФ не подлежат взысканию с нотариуса.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/bankrotstvo-banka-ne-vina-notariusa